- Как делать лексический разбор слова – шаги
- Подробный план лексического разбора слова
- Лексический анализ других слов
- Слайд 2
- Лексический разбор слова «косарь»
- Лексический разбор слова «золотая»
- Примеры лексического разбора слова
- Образец лексического разбора слова.
- Практическая польза
- Общепринятая схема
- Схема лексического разбора слова.
- План лексического анализа текста
- ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА И ТЕКСТА (практика)
- Методика и образец лексического анализа слова
Как делать лексический разбор слова – шаги
Первый шаг — определить значение слова в конкретном контексте (обычно дается в предложении). Затем вам нужно использовать толковый словарь, чтобы узнать, является ли он уникальным или неоднозначным, и если он имеет более одного значения, укажите их все.
Затем снова работаем с контекстом, когда необходимо выяснить, к какому типу относится значение слова — прямому или переносному. Если это просто, то вам нужно перейти к следующему шагу, если он переносимый, то его нужно будет добавить в избранное.
Следующий шаг — составить серию слов, которые будут синонимичны тому, о котором идет речь, поэтому вам нужно будет найти для него противоположность. Далее следует выяснить, является ли данное слово изначально русским или заимствованным, после чего устанавливается, входит ли оно в общеупотребительный лексический состав или принадлежит к ограниченной лексической группе. Если последнее происходит, необходимо указать на какой.
Наконец, с помощью словаря нужно узнать, устарело ли слово и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.
Чтобы провести полный лексический анализ, вы должны использовать несколько словарей одновременно. Основной будет пояснительным и дополнительным: синонимы, антонимы и фразеологизм.
Подробный план лексического разбора слова
Напоминаю читателю, что под лексическим анализом обычно понимается анализ лексических характеристик слова. Он уникален или многозначен, какие значения имеет данное слово, что такое синонимы, антонимы и омонимы, относится ли оно к общему словарю и т.д. При этом провести такой анализ вне контекста использования части речи обычно невозможно.
Этот тип обучения обычно не является обязательным в школьной программе и носит факультативный характер. Его реализация предполагает использование нескольких словарей (толковых и фразеологических, словаря антонимов, омонимов, синонимов и др.). Или, в качестве альтернативы, иметь доступ в Интернет, где вы можете получить всю необходимую информацию.
Итак, план лексического анализа любого слова следующий:
- Мы определяем лексическое значение слова в заданном контексте. Обычно это подразумевает положение слова в полном отрывке текста, который имеет значение (например, в предложении). Если слово берется само по себе, без контекста, тогда мы можем ошибаться в выборе правильного значения рассматриваемого слова;
- Если слово имеет несколько значений, в нем указываются все его значения (при выполнении указанного действия будет полезен толковый словарь русского языка, например, под редакцией Ожегова С.И.);
- Определите тип лексического значения в данном контексте (прямой / переносимый). Напоминаю читателю, что прямое значение — это изначальное (изначальное) значение слова, а переносное — это значение, возникшее на основе прямого значения (т.е вторичного значения);
- Если лексическое значение указанного слова переносное, указать существующий тип переносного значения (синекдоха, метафора, метонимия);
Виды тропов, доступных на русском языке - Составьте ряд синонимов;
- Найдите антонимическую пару;
- Проанализировать, имеет ли данное слово русское происхождение или заимствовано из иностранных языков;
Характеристика древнеславянских и заимствованных слов в русской лексике - Укажите, принадлежит ли слово к общему словарю или к ограниченному употреблению (сфера использования);
- Проанализировать, устарело ли данное слово;
- Определяет, используется ли это слово в используемых фразеологизмах.
Типы подразделения слов по разным критериям
Лексический анализ других слов
Вот другие примеры:
- Лексический анализ слова «фантастический» в предложении «я насмотрелся фантастических фильмов»:
1. Фантастический фильм — придуман фантастикой и на самом деле не существует.
2. Слово «фантастический» имеет несколько значений, а именно: волшебное и причудливое; невероятное и недостижимое; несуществующий и являющийся фантазией.
3. Смысл прямой.
4. Синонимы слова следующие: невероятный, поразительный, не соответствующий действительности.
5. Имеет следующие антонимы: общий, банальный.
7. Происхождение — заимствовано из английского (фантастический).
8. Это выражение широко используется. Его можно применить к любому стилю речи.
9. Выражение не устарело. Следовательно, это часть активного словаря современных людей.
- Лексический анализ слова «доброта» в предложении: «За доброту души он всю одежду отдал»:
1. Доброта — это духовное качество, которое выражается в заботливом и нежном отношении к кому-либо.
2. Слово «доброта» имеет только одно значение.
3. Смысл прямой.
4. Синонимы слова следующие: добрый, добродушный, добродушный, доброжелательный.
5. Имеет следующие антонимы: злой, жестокий.
7. Происхождение — исконно русское.
8. Это выражение широко используется. Его можно применить к любому стилю речи.
9. Выражение не устарело. Следовательно, это часть активного словаря современных людей.
10. Используется в следующих фразеологизмах: для душевной доброты, слепой доброты и т.д.
Слайд 2
маскарад, которого он долго ждал с сердцем во рту. Дома ее ждала мама, она не покладая рук и без сна готовила для дочери праздничный костюм на всю ночь, но, несмотря на это, работы еще хватало. Анюта не знала, какой костюм сшьет на этот раз ее любимая мама, и озадачилась этим вопросом. В прошлом году на новогодних праздниках она надела костюм Мальвины, за что получила первое место. Поэтому теперь ему не хотелось врезаться лицом в землю и снова оказаться на вершине. Побежав домой, она первым делом направилась в комнату, где ее ждал сюрприз… I II. Запишите предложенные ниже фразеологизмы. Определите их значение. Проведите свой лексический анализ слова «язык».
Лексический разбор слова «косарь»
Далее давайте проанализируем слово «косилка», которое входит в следующее предложение: «Газонокосилка шла по быстро скошенным степям».
1. Газонокосилка — это человек, который косит, то есть косит траву или любой вид зерна косой или традиционной газонокосилкой.
2. Слово «косилка» имеет несколько значений, а именно:
- тот, кто делает разрез;
- тяжелый большой нож, предназначенный для того, чтобы поцарапать что-нибудь или отколоть занозу;
- одна тысяча денежных единиц (жарг.).
3. Значение слова «косилка» в предложении очень простое.
4. Слово «косилка» синонимами «косилка» или «косилка».
5. Слово «косилка» имеет русское происхождение.
6. В первом и втором смысле это слово широко используется. Что касается третьего, то в данном случае он используется только в разговорной манере.
7. Слово «косилка» устарело. Следовательно, это не входит в активный словарный запас современных людей.
Лексический разбор слова «золотая»
Разберем слово «золотой», которое входит в следующее предложение: «К нам пришла золотая осень».
1. Золотая осень — это время года, когда все деревья и травы желтеют и приобретают золотистый (металлический) оттенок).
2. Слово «золото» имеет несколько значений, а именно:
- из золота;
- расшита золотом;
- рассчитывается по курсу золота;
- похож на цвет золота;
- прекрасный, очень красивый и замечательный;
- благоприятнее и счастливее;
- любимый, родной (обращаясь к кому-то);
- минералогические и ботанические названия.
3. Значение переносное.
4. Тип переносного значения словосочетания «золотая осень» — метафора (значит подобный цвету золота).
5. Синонимы выражения «золото» следующие: желтый, красивый, чудесный, сказочный, восхитительный и так далее.
6. Слово «золотой» имеет следующие антонимы: грязный, мерзкий, плохой, плохой.
7. Происхождение — исконно русское.
8. Это выражение широко используется. Его можно применить к любому стилю речи.
9. Слово «золото» не устарело. Следовательно, это часть активного словаря современных людей.
Примеры лексического разбора слова
Чтобы понять, как проводится лексический анализ слова, недостаточно знать особенности такого анализа и его схему. Ведь любые теоретические знания обязательно должны подкрепляться практической работой. Для этого мы решили представить вашему вниманию несколько примеров различных слов, прошедших лексический анализ.
Образец лексического разбора слова.
Закончив операции, фронты один за другим остановились на линиях, достигнутых источником. (К. Симонов)
1. Операция — серия стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных сражений (воен., Проф.).
2. Слово неоднозначное: а) хирургическая операция; б) сделка купли-продажи; в) финансовая операция; г) почтовые операции.
3. Смысл прямой.
4. Синонимичный сериал: операция, битва, сражение, военные действия.
5. Слово заимствовано из латинского языка.
6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).
7. Слово не устарело, включено в активный словарь русского языка
Практическая польза
Анализ слов — хорошая практика не только для повышения грамотности учащихся. Одна из основных задач этого вида работы — научить студента основам анализа, умению рассуждать и формулировать выводы. Это делается с помощью различных словарей: толковых, фразеологических, синонимов, антонимов.
Особый интерес для студентов может представлять элемент, связанный с происхождением слова. Изучение истории позволит увидеть развитие языка, лучше понять его сущность и текущее состояние.
Общепринятая схема
Чтобы правильно провести лексический анализ слова, нужно придерживаться следующей схемы:
- Определение лексического значения слова в конкретном контексте.
- Если выбранное выражение многозначно, необходимо указать другие его значения (при крайней необходимости можно воспользоваться толковым словарем русского языка).
- Установите тип лексического значения в конкретном контексте (прямое или переносное).
- В случае переносного значения следует охарактеризовать его аспект.
- Создайте ряд синонимов для слова в его существующем значении.
- Подбор антонимической пары для выбранного слова.
- Определение принадлежности слова, то есть, является ли оно изначально русским или когда-то было заимствовано из совершенно другого языка.
- Установите, принадлежит ли выбранное слово к словарю ограниченного использования или к общему словарю.
- Определите, устарело ли конкретное выражение.
- Вхождение этого слова в состав фразеологизмов.
Схема лексического разбора слова.
1. Определите лексическое значение слова в контексте.
2. Если слово имеет несколько значений, укажите другие его значения (при необходимости можно воспользоваться толковым словарем русского языка).
3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносной.
4. Если значение переносимо, опишите тип переносимого значения.
5. Составьте ряд синонимов для слова с заданным значением.
6. Найдите антонимическую пару для данного слова.
7. Определите, является ли это слово родным русским или заимствовано из другого языка.
8. Установите принадлежность анализируемого слова к общему или ограниченному словарю.
9. Определите, устарело ли слово.
10. Указывает, входит ли данное слово во фразеологизмы.
План лексического анализа текста
1. Определите стиль текста.
Стили:
- изобразительное искусство;
- журналистский;
- официальный бизнес;
- разговорный;
- научный.
2. Определите тему и основную идею.
3. Выделите ключевые слова.
Ключевые слова — это ключевые фрагменты текста, передающие контент. Пересмотр текста основан именно на ключевых словах и выражениях.
4. Выберите лексически раскрашенные слова:
- для художественного текста — метафоры, сравнения, персонификации, эпитеты, аллегория, гипербола, метонимия и др.;
- для журналистского стиля — социально-социальная, социально-политическая лексика;
- для формального делового стиля: канцелярские товары;
- для разговорного стиля — характерные слова повседневного разговора, бытовых ситуаций, употребление уменьшительных лабиринтов, междометий;
- для научного стиля — термины, узкоспециализированная лексика.
5. Выберите стилистические фигуры. К стилистическим фигурам относятся: инверсия, риторический вопрос, параллелизм, анафора, градация и т.д.
6. Найдите синонимы, антонимы, омонимы, используемые в тексте, объясните их роль.
7. Обозначьте неологизмы, диалектизма, профессионализм, фразеологизмы, заимствованные слова. Используя словарь, объясните их лексическое значение.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА И ТЕКСТА (практика)
В практике обучения русскому языку стали традиционными различные виды анализа (анализа) основных языковых единиц (слов и предложений): фонетические, грамматические, производные и даже текстовые. Определенное место среди них занимает лексический анализ слов и текста.
Лексический анализ слова — это полный лексико-семантический и функциональный анализ слова как лексической единицы языка, как объекта его изучения в лексикологии.
Лексический анализ текста — это полный лексико-семантический и функциональный анализ лексических единиц текста (в основном художественных), а также их роли в этом тексте.
Лексический анализ может быть обучением и контролем. Первый предполагает активную работу со словарями разного типа: толковыми, этимологическими, синонимами, антонимами и др., второй — умение самостоятельно анализировать слово и определять ту или иную его характеристику.
Лексический анализ должен показать все знания студента о речи как лексической единице языка и речи в соответствии с программой вуза. Поэтому он предлагается как вторую (практическую) часть теста и (или) как вид практического экзаменационного задания (в дополнение к теоретическому вопросу), поскольку позволяет проверить свои знания изучаемого предмета в комплексный способ.
Лексический анализ включает последовательно три фазы (части), соответствующие основным аспектам изучения слова в лексикологии: семантический, системный и функционально-стилистический (социолингвистический) —
1) анализ смысловой структуры слова,
2) анализ системных связей слова,
3) функционально-стилистический анализ слова.
Порядок лексического анализа слов
1. СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1) Интерпретировать лексическое значение слова в тексте одним из способов, указав способ толкования (описательный, синонимический и т.д.).
2) Провести анализ компонентов лексического значения (выделить архисемы, полудифференциальные и потенциалы).
3) Определить тип лексического значения (по разным параметрам: прямое / образное, именительное / характерологическое, мотивированное / немотивированное, свободное / связное).
4) Определить наличие многозначности слова (в случае многозначности дать другие значения) и омонимии (различить многозначность и омонимию).
2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
5) Определить характер внутрисловных семантических связей слова (эпигматика): топологический тип многозначности (элементарный, цепной, радиальный, смешанный), способы семантического образования (сужение / расширение, метафора / метонимия).
6) Определить характер межсловных производных связей (словообразования) слова: цитировать слова с корнем, определить тип лексического образования (элементарный, цепной, вложенный).
7) Определите характер парадигматических связей слова: наличие лексико-семантической группы (ЛСГ), гипонимов, синонимов, антонимов, их тип.
8) Определите характер синтагматических связей слова: тип совместимости (лексическая, грамматическая), валентность (типы свободных и контекстно ограниченных словесных связей), предоставьте различные типы словосочетаний, в том числе устойчивые сочетания (фразеологические.
3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
9) Определите происхождение слова, укажите признаки и вид заимствований (освоенное, неразвитое: экзотика, варварство).
10) Определите объем слова: обычное / необычное (диалект, сленг, особый, вульгарный).
11) Определите активность использования слова: активный / пассивный запас — устаревший (архаизм / историзм) или новый (неологизм / окказионализм).
12) Определите стилистическую окраску слова: нейтральная (интерстиль) или стилистически окрашенная — высокая (книжная, поэтическая), редуцированная (разговорная, вульгарная).
Методика и образец лексического анализа слова
Октябрь уже наступил, роща стряхивает последние листья… (А. Пушкин)
Октябрь:
1. Слова LZ в этом тексте: Октябрь — «десятый месяц солнечного года после сентября» (интерпретация носит описательный характер).
2. Компоненты ЛЗ: А — «месяц (солнечный год)» — архисема; б — «десятый», в — «следующий сентябрь» — дифференциальные семестры; (г) — «осень», (д) - «холодная, предзимняя» — потенциальные семестры.
3. Типы ЛЗ: прямой, именительный, немотивированный, свободный.
4. Слово неоднозначное. Это значение является основным (1). Другие значения (производные): 2) «Октябрьская революция 1917 года» (Ленин в Октябре), 2) «празднование годовщины этой революции» (Октябрьское собрание). Омонимия: Октябрь (личное имя), «Октябрь» (название журнала).
5. Характер связи между значениями (тип многозначности) — цепочка: 1-> 2-> 3. Способ семантического образования в обоих случаях — перенос на основе смежности понятий (метонимия): «месяц» — » событие этого месяца »-« Празднование юбилея этого события».
6. Производные отношения — вложенные производные:
7. Парадигматические отношения. Слово входит в МСУ названий месяцев с общей архисемой «месяц года»: январь, февраль, март, апрель и т.д., в которых отношение является гипонимическим: гипероним — месяц, гипонимы — месяц — Октябрь, названия — октябрь — ноябрь, октябрь — сентябрь и др. в современном русском языке нет синонимов (и антонимов). Старомодные народные названия октября: грудка, листопад, мутный, свадьба, зима. Синонимы стилистические.
8. Синтагматические отношения. Грамматическая и лексическая совместимость — с прилагательным (определение): прохладный, пасмурный, дождливый .. Октябрь и (в форме РП) с именем или числом: конец, начало, середина . первое, двадцать пятое октября .. Октябрь, а также предикативная связь с глаголом: октябрь наступил. Лексическая валентность ограничена: из-за компонентов значения «время (месяц) года» и «часть года» (десятая) — поэтому сочетается в основном с глаголами и существительными начала / конца периода. В контексте слабой позиции (в современном русском языке возникает двусмысленность: возможна реализация как первого, так и второго значений).
9. Древнерусские заимствования из латыни средствами греческого языка. Первоначальное этимологическое значение — «восьмой» (от octos — «восьмерка»).
10. Относится к общеупотребительной лексике.
11. Относится к активному словарю (в отношении показанных устаревших названий месяцев).
12. Относится к нейтральной лексике (интерстиль.
оно пришло:
1. ЛЗ слова to come в этом тексте — «начинать, приходить» (относительно времени, состояния). Способ интерпретации синонимичен.
2. Компоненты ЛЗ: «старт», «прибытие, заход на посадку», «период времени».
3. Типы ЛЗ: прямой, именительный, немотивированный, лексически связанный (реализуемый только словами времени, состояния).
4. Слово уникальное: других значений нет. Есть тезка: топтание («давить ногой»): топтать ногой — ПТ то же, но ПС другой, смыслы между собой никак не связаны. Семантические омонимы — результат распада многозначности).
5. Отсутствует многозначность (семантическое происхождение.
6. Лексическое образование: шаг — наступление (элементарно: словообразовательная пара).
7. Парадигматика: МСУ «начало / конец» действия (приближение периода): наступление, начало, окончание и т.д. Синонимы: начать, приходить, приходить, приходить вовремя (разговорный) — стилистический. Противоположного нет, хотя квази-антоним с «отступлением» или «концом», «уходом» возможен».
8. Синтагматика. Он сочетается со словами времени, состояния: пришла весна, старость, наступил вечер, рассвет; наступило утро; Пришли экзамены и каникулы. Валентность обусловлена компонентом LZ «период времени».
9. Исконно русский, общеславянский (с перевала).
10. Обычно используется.
11. Активное использование.
12. Стилистически нейтральный.
Последний (листы)
1. ЛЗ «Закончено в чём-л. Интерпретация носит описательный характер.
2. Компоненты ЛЗ: «в конце», «линия», «любой объект».
3. Типы ЛЗ: прямой, именительный, немотивированный, свободный.
4. Многозначность. Это значение базовое, начальное (1). Другие значения: 2) «новый» (последние новости); 3) «финал, финал» (последний звонок); 4) «худший, отсталый» (последний ученик).
5. Тип многозначности — радиальный (все значения производятся от первого). Методы семантического образования: метонимия (1 — 2, 1 — 3) и метафора (1 — 4).
6. Производные: последняя, последняя вложенная производная.
7. МСУ «в конце / в начале»: последний, первый, передний, задний…
Синонимы: окончательный, крайний; (в этом тексте) — остальное. Напротив — это первое.
8. Комбинируйте с конкретными именами.
9. Исконно русский (из следа).
10. Обычно используется.
11. Активные акции.
12. Нейтрально.