- Способы связи предложений в тексте
- Цепная связь
- Что мы узнали?
- Средства связи предложений в тексте
- Лексические средства
- Морфологические средства
- Синтаксические средства
- Грамматические средства связи слов в предложении
- Параллельная связь
- Синтаксические средства
- Служебные части речи
- Самостоятельные части речи
- Сочетание способов
- Морфологическая общность текста
Способы связи предложений в тексте
Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два метода общения: цепной и параллельный. В первом случае все новые фразы связаны с предыдущими, как звенья в цепочке (отсюда и название). Во втором случае предложения между ними, на первый взгляд, никак не связаны, а построены вокруг общего тезиса. Давайте рассмотрим оба этих метода более подробно.
Цепная связь
Это наиболее распространенная форма связывания предложений в тексте. Он возникает там, где автор излагает свои мысли по порядку, и каждое новое предложение кажется продолжением или развитием предыдущего. По-другому этот вид общения называется последовательным или линейным.
Эта связь работает очень просто: некоторая информация берется из одного предложения и перерастает в следующее предложение. Например:
Яркое летнее солнце выглянуло из-за туч. Он освещал своими лучами улицы и мокрые дома.
Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но история продолжается во втором. Благодаря такому повторению оба утверждения кажутся связными и последовательно развивают один и тот же аргумент.
Звено цепи широко используется. Он присутствует во всех литературных стилях: художественном, коммерческом, публицистическом и, прежде всего, научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Он одинаково подходит для описания, повествования и рассуждения. Такая популярность связана с тем, что звено цепи в какой-то степени копирует мышление человека.
легко видеть, что суть звена цепи — повторение. Чтобы два утверждения могли соединиться друг с другом, они должны повторять любое слово или говорить об одном и том же объекте. Вот наиболее распространенные варианты звеньев цепи:
Лексическое или синтаксическое повторение, то есть повторение определенных членов предложения. Например: «Стая воробьев села на березовую ветку. Увидев нас, воробьи тревожно щебетали».
- Синонимичные замены. В этом случае слово не просто повторяется, а заменяется синонимом, подходящим по его значению. Например: «Мы собрали в лесу ведро лисичек. Грибы оказались очень вкусными».
- Проминальные связи. В этом случае существительные, прилагательные и другие части речи заменяются местоимениями или местоимениями. Например: «Олег учится в шестом классе. Любит водные лыжи, шахматы и коллекционирование марок».
Параллельное общение
При использовании параллельной коммуникации предложения не зависят друг от друга напрямую, а обычно строятся вокруг некоторого центрального тезиса. Каждый из них кажется независимым по содержанию, но в то же время является частью некоего общего списка, сравнения или противопоставления. Например:
Наступил вечер. Город был незаметно пуст. Голоса людей и сигналы машин умолкли. Загораются уличные фонари и витрины.
Здесь фраза «Вечер наступил» служит смысловым центром, вокруг которого строятся все остальные аффирмации. Кстати, по-другому параллельное соединение предложений в тексте называется централизованным.
Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно обменивать по желанию, и смысл абзаца от этого не изменится.
Обычно структура текста с параллельными ссылками выглядит так:
- Происхождение, это центральный тезис, вокруг которого построен остальной текст.
- Серия утверждений, раскрывающих или подтверждающих тезис.
- Необязательная часть: изменение плана. Это последнее предложение, которое может быть завершением всего сказанного или действовать как «мост» к следующему тексту.
Это интересно — определение и типы обстоятельств в русском языке.
Вот пример абзаца, который следует этому шаблону:
Наш кот Василий — животное вредное. Ночью он бегает из комнаты в комнату и будит всех своим топтанием. Утром просит еды и мяукает весь дом. Не проходит и недели, чтобы на кухне не разбивали чашку или тарелку. Однако мы все еще очень любим его.
Централизованно связанные предложения имеют две характеристики:
- Параллельность конструкции. Это означает, что предложения обычно сохраняют порядок слов и форму. А иногда для большей выразительности в них повторяется первое слово.
- Единство предикативных форм. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегать, просыпаться, спрашивать, мяу).
Централизованно связанные тексты помогают автору говорить о нескольких явлениях, объектах или событиях одновременно. Этот прием часто встречается в описании и повествовании.
Сочетание разных способов коммуникации
Шлейфовое соединение и параллельная связь редко происходят сами по себе. Если текст относительно большой, он, скорее всего, будет содержать и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ комбинирования предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, писатель может использовать текст с центральной связью для описания комнаты главного героя и связанный текст для описания его дня.
Но бывает и так, что оба метода можно применить и в абзаце. Например:
Автобусов не было, и люди на остановке забеспокоились. Каждую минуту мужчина в помятой шляпе вынимал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Старуха скривилась и с надеждой посмотрела на вечернее шоссе. Но шоссе все еще оставалось безлюдным и безлюдным.
Здесь второе и третье предложения связаны с помощью параллельного звена, а четвертое — с помощью звена цепи.
Что мы узнали?
Помимо способов соединения слов в предложении, существуют также способы, которые помогают соединить предложения друг с другом, так что в конце вы получите целое утверждение или текст. Все эти методы делятся на две большие группы: лексические и грамматические. Первый включает в себя повторение слов и использование синонимов или антонимов и описательных фраз. Грамматические методы — это использование неполных предложений, личных и указательных местоимений, союзов, вводных слов (конструкций) и местоименных наречий, которые позволяют создать законченную мысль.
Средства связи предложений в тексте
Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства, как семантические, так и грамматические. Сегодня филологи делят их на три группы:
- Лексический,
- Морфологический,
- Синтаксический.
Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.
Лексические средства
Эти медиа можно условно разделить на шесть категорий:
1. Лексические повторы, т. Е. Повторение слов или словосочетаний. Например:
Мужчина держал в руке огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увяли.
2. Однокорневые слова:
Мы надеялись на хороший урожай осенью. И наша надежда не напрасна.
3. Синонимы. В эту группу также входят различные замены синонимов: контекстные синонимы, описательные фразы, общие слова и т.д.
Книга вышла через четыре месяца. Однако роман вызвал бурю негодования у критиков и читателей.
Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великому поэту удалось очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры героев.
4. Противоположности, в том числе контекстные. Например:
А потом выяснилось, что у Василия Петровича мало друзей. Было намного больше врагов.
5. Связывающие слова, показывающие логику изложения: итак, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:
Фрукты и овощи содержат много витаминов. Именно поэтому их желательно есть каждый день.
6. Слова на ту же тему:
Зима наступила. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.
Морфологические средства
Для создания морфологической связи используются различные части речи:
1. Союзы, объединение слов и частиц в начале предложения. Например:
Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато у нас есть два карася и бычок.
2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоимения. Например:
Туристы остановились на берегу небольшой речки. Они понятия не имели, что их здесь ждет.
3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые к нескольким предложениям параллельно:
Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела огромная серая паутина. Окна, видимо, не мыли уже пять лет. Здесь повсюду царили беспорядок и запустение.
4. Глаголы-сказуемые в форме времени:
Была поздняя осень. Листья падали с деревьев в парке. По крышам барабанили долгие и скорбные дожди.
5. Степени сравнения прилагательных и наречий:
Парковка была отличной. Лучше и быть не могло.
Синтаксические средства
Их также можно разделить на пять категорий:
1. Синтаксический параллелизм, т. Е. Использование одного и того же порядка слов. Более того, сами слова обычно имеют одну и ту же морфологическую форму:
Мужчина сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу у его ног.
2. Выделение: оформление частей полного объявления в виде отдельных предложений.
Котята уже повзрослели и выползают из коробки. Они бегают по комнате. Они мяукают.
3. Неполные предложения:
Вы знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!
4. Вступительные слова и фразы, обращения и риторические вопросы. Вот некоторые примеры:
Во-первых, он лучший врач в городе. А во-вторых, он великолепно играет на пианино.
Хотите попробовать что-нибудь необычное летом? Приготовьте холодный испанский томатный суп!
5. Использование порядка слов вперед и назад:
Он никогда не забудет этот день. Никогда не забывай, как вся его жизнь рухнула в одно мгновение.
Чтобы научиться распознавать и правильно использовать различные средства коммуникации, вам необходимо помнить следующее:
Средства связи между отдельными предложениями не следует путать со связями между частями сложного предложения.
- Фразы не только близкие, но и далекие друг от друга могут быть связаны между собой.
- Все эти типы ссылок не обязательно должны появляться в каждом тексте. Их применение зависит от формы и содержания произведения, литературного стиля и автора. Имена с не объединенными вы найдете здесь ответ.
Грамматические средства связи слов в предложении
Есть несколько способов грамматически связать слова в предложении. В первую очередь для этого используются личные местоимения. Например: сейчас я слушаю песню стрима. Он льется как соловей.
Демонстративные местоимения также могут выступать в качестве связующей роли и очень эффективно выполнять соответствующую функцию: где-то вдали пели соловьи. Эта песня была незабываемой.
Следующий вариант, как грамматически связать предложения, — это местоименные наречия. Вот пример их использования: она знала, что ее история поможет ее маме преодолеть боль, а это значит, что вам просто нужно продолжать говорить. Так он и сделал.
Союзы, которые помещаются не между частями предложения, а между двумя предложениями, также служат грамматическим средством их связи: июль победил. И вся природа преклонилась перед ним с уважением.
Вводные слова и конструкции, например, для краткости, и т.п. — еще один вариант для соединения предложений в тексте. Наши отношения улучшились. Короче, мы расстались лучшими друзьями .. Даже частицы можно использовать для той же цели: он пришел к нам в гости с букетом и коробкой конфет. Неужели просто так?
Неполные предложения — также хороший способ связать части текста вместе — никогда не угадаешь, о чем мы говорили! О любимых фильмах и музыке!
Глаголы, употребленные в одной грамматической форме, очень гармонично связывают предложения между собой: наступила ночь. Появились звезды. Луна скрыла от людей свою красоту.
Наконец, с той же целью используются риторические вопросы: мы должны вернуться. Можете ли вы забыть свою маленькую родину?
Параллельная связь
Когда человек использует параллельное общение, структуры в его конструкции в некоторой степени независимы друг от друга, но все же строятся вокруг определенного общего тезиса. По содержанию каждый из них кажется независимым, но в то же время считается элементом определенного перечня, сравнения и противопоставления. Пример: наступило утро. Деревня начала просыпаться. Слышны были голоса людей и лай собак. Уличные фонари погасли, и магазины вновь открылись.
Смысловым центром этих предложений является выражение, пришедшее утром. Именно вокруг него формируются все остальные структуры. Этот тип связи еще называют централизованным.
Порядок в этом тексте почти не имеет значения. Их можно смешивать, не меняя общего смысла. Стандартная структура текста:
- Центральная мысль, вокруг которой строятся все предложения.
- Серия предложений, подтверждающих или раскрывающих тезис.
- Дополнительная часть — изменение планов. Это последняя конструкция, которая служит завершением всего вышеизложенного или является «мостиком», соединяющим остальной текст.
Небольшой абзац, построенный по следующей схеме: Моя собака Тузик — животное вредное. Ночью он на всех громко лает и бегает по двору. Утром он голоден и будит весь дом. Не пройдет и дня, чтобы он не гонял по двору кур и нашего энергичного кота Бориса. Однако я все еще очень его люблю.
Параллельные предложения имеют две характеристики:
- Параллельность конструкции. Это означает, что все конструкции в целом сохраняют порядок и форму слов. Для получения дополнительных значений вы можете повторить первое слово.
- Единая форма сказуемого. Обычно это глаголы в единой форме (в последнем примере: лает, бежит, хочет, просыпается).
Тексты с параллельным соединением помогают человеку передать представление о нескольких явлениях, событиях и вещах одновременно. Часто такой пример можно найти в описании или повествовании.
Синтаксические средства
- Параллелизм. Тот же порядок слов в той же морфологической форме.
- Например, «Мария сидела на стуле. Собака лежала рядом с ним на полу.»
- Фрагментация — это разделение частей одного высказывания на отдельные предложения.
- Например: «Я уже привык к этому городу. Я иду на работу. Встречаюсь с друзьями».
- Неполные предложения
- Например, «А вы знаете, как живут панды? В Китае!»
- Вступительные слова и фразы, обращения и риторические вопросы.
- Например: «Во-первых, я хорошо готовлю. Во-вторых, еда на ужин уже закуплена. »« Хочешь поехать в Испанию? Начни свое путешествие в Барселону!»
- Использование порядка слов вперед и назад
- Например: «Он никого так сильно не любил. Я не любил всю свою жизнь».
Теперь стало ясно, что СМИ являются частями дискурса услуг, а также независимыми. Рассмотрим их подробнее.
Служебные части речи
Частицы
Конкретно, выделяя оттенки значения, необходимо сформировать степени сравнения прилагательных и наречий, а также условный и повелительный характер глагола. Есть несколько типов частиц:
- Формировать: было бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
- Минус: нет, нет, нет.
- Вопросительный: действительно, правда, да (хорошо).
- Частицы, вызывающие сомнения: вряд ли, вряд ли
- Уточнение: точно, именно так.
- Экскреторный и ограничительный: только, исключительно, почти.
- Утвердительно: да, да, ага.
- Ориентировочно: здесь, там.
- Восклицательные знаки: что, как.
- Усиление: даже, в конце концов.
Союз
необходимо соединять слова в предложении или простые предложения в сложное. Профсоюзы делятся на:
- Написание (and, to, or, how many…, as many and, that is, etc.)
- Подчиненные (что, когда, кому, однако, где, где и т.д.)
Самостоятельные части речи
Местоимения
- Личное: я, ты, он, она, оно, мы, ты, они — во всех случаях.
- Притяжательные: мой, ваш, наш, ваш, его, его, их — во всех случаях
- Возврат: самостоятельно
- Ориентировочно: один, те, это и так далее
- Определенно: он сам, все, все и т.д.
- Неопределенный: кто-то, что-то и т.д.
- Отрицательные: никто, ничего, ничего и т.д.
- Вопрос: кто, что, сколько, кто и так далее
Наречия
Неизменяемая часть речи, обозначающая знак действия, иногда предмет.
- Обстоятельства (лето, много, здесь, всегда, несмотря на)
- Финал (страшно, очень, пас, на наш взгляд, нас втроем)
Сочетание способов
В стандартном тексте оба типа отношений редко встречаются по отдельности. Если он большой, то это практически невозможно. Автор сам решает, какой способ подключения выбрать, исходя из поставленных задач и целей. Например, выбрано централизованное соединение для описания местоположения или комнаты и звена цепи о том, что произошло в течение дня.
Оба могут даже встретиться в одном абзаце — маршрутки не было, и люди забеспокоились. Женщина в красном платье возилась с часами на запястье, глядя на циферблат. Мужчина скривился и посмотрел на улицу. Однако улица все еще была пуста и пуста.
Разбор: второе и третье предложения имеют централизованное соединение, а последнее связано цепочкой.
Морфологическая общность текста
Использование определенных частей речи и их форм для обеспечения последовательности предложений, составляющих текст, обусловлено их грамматическими характеристиками. Следовательно, основная функция союзов — обеспечивать семантическую и синтаксическую связь между различными языковыми единицами, а также формирование новых единиц на основе полученных связей (например, сложных предложений). Союзы также используются как средство формирования текстового единства: его старые друзья и родственники пришли поприветствовать его. Коллеги тоже хотели поздороваться, но не смогли приехать по работе.
Функцию концептуальных синонимов выполняют также местоимения, используемые для замены обозначения ранее названного лица или предмета: женщина читает несколько страниц и откладывает книгу. Он должен был подготовиться к приезду гостей.
Для сравнения выраженности тех или иных качеств в разных объектах высказывания используются прилагательные и наречия в формах разной степени сравнения: Они хорошо справились с этой работой. Но я все еще надеюсь, что мы сможем добиться большего.
В тексте отображается определенное пространство и время, единство которых выражается в напряженных формах глаголов. Однако это не значит, что при произнесении прошедшего времени использование настоящего или будущего в тексте невозможно: раньше все было иначе. Сейчас мир развивается быстрее. Сложно даже представить, что будет через пару десятилетий.
В данном примере есть все три временные формы, и наречия с временной семантикой (раньше, сейчас) используются для восприятия отношений между прошлым, настоящим и будущим, которые также являются морфологическими средствами, обеспечивающими связь между предложениями.