Основные способы и средства связи между предложениями в тексте (с примерами), связь предложений и частей текста,какие бывают,способ связей соединения предложения, виды, цепная, каким способом связаны,примеры,лексическое средство

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два метода общения: цепной и параллельный. В первом случае все новые фразы связаны с предыдущими, как звенья в цепочке (отсюда и название). Во втором случае предложения между ними, на первый взгляд, никак не связаны, а построены вокруг общего тезиса. Давайте рассмотрим оба этих метода более подробно.

Цепная связь

Цепная связь между предложениями в тексте

Это наиболее распространенная форма связывания предложений в тексте. Он возникает там, где автор излагает свои мысли по порядку, и каждое новое предложение кажется продолжением или развитием предыдущего. По-другому этот вид общения называется последовательным или линейным.

Эта связь работает очень просто: некоторая информация берется из одного предложения и перерастает в следующее предложение. Например:

Яркое летнее солнце выглянуло из-за туч. Он освещал своими лучами улицы и мокрые дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но история продолжается во втором. Благодаря такому повторению оба утверждения кажутся связными и последовательно развивают один и тот же аргумент.

Звено цепи широко используется. Он присутствует во всех литературных стилях: художественном, коммерческом, публицистическом и, прежде всего, научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Он одинаково подходит для описания, повествования и рассуждения. Такая популярность связана с тем, что звено цепи в какой-то степени копирует мышление человека.

легко видеть, что суть звена цепи — повторение. Чтобы два утверждения могли соединиться друг с другом, они должны повторять любое слово или говорить об одном и том же объекте. Вот наиболее распространенные варианты звеньев цепи:

  • Цепочка предложений в тексте

    Лексическое или синтаксическое повторение, то есть повторение определенных членов предложения. Например: «Стая воробьев села на березовую ветку. Увидев нас, воробьи тревожно щебетали».

  • Синонимичные замены. В этом случае слово не просто повторяется, а заменяется синонимом, подходящим по его значению. Например: «Мы собрали в лесу ведро лисичек. Грибы оказались очень вкусными».
  • Проминальные связи. В этом случае существительные, прилагательные и другие части речи заменяются местоимениями или местоимениями. Например: «Олег учится в шестом классе. Любит водные лыжи, шахматы и коллекционирование марок».

Параллельное общение

Параллельные отношения между предложениями в тексте

При использовании параллельной коммуникации предложения не зависят друг от друга напрямую, а обычно строятся вокруг некоторого центрального тезиса. Каждый из них кажется независимым по содержанию, но в то же время является частью некоего общего списка, сравнения или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город был незаметно пуст. Голоса людей и сигналы машин умолкли. Загораются уличные фонари и витрины.

Здесь фраза «Вечер наступил» служит смысловым центром, вокруг которого строятся все остальные аффирмации. Кстати, по-другому параллельное соединение предложений в тексте называется централизованным.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно обменивать по желанию, и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными ссылками выглядит так:

  1. Происхождение, это центральный тезис, вокруг которого построен остальной текст.
  2. Серия утверждений, раскрывающих или подтверждающих тезис.
  3. Необязательная часть: изменение плана. Это последнее предложение, которое может быть завершением всего сказанного или действовать как «мост» к следующему тексту.

Это интересно — определение и типы обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, который следует этому шаблону:

Наш кот Василий — животное вредное. Ночью он бегает из комнаты в комнату и будит всех своим топтанием. Утром просит еды и мяукает весь дом. Не проходит и недели, чтобы на кухне не разбивали чашку или тарелку. Однако мы все еще очень любим его.

Централизованно связанные предложения имеют две характеристики:

  1. Параллельность конструкции. Это означает, что предложения обычно сохраняют порядок слов и форму. А иногда для большей выразительности в них повторяется первое слово.
  2. Единство предикативных форм. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегать, просыпаться, спрашивать, мяу).

Централизованно связанные тексты помогают автору говорить о нескольких явлениях, объектах или событиях одновременно. Этот прием часто встречается в описании и повествовании.

Сочетание разных способов коммуникации

Связь между предложениями

Шлейфовое соединение и параллельная связь редко происходят сами по себе. Если текст относительно большой, он, скорее всего, будет содержать и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ комбинирования предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, писатель может использовать текст с центральной связью для описания комнаты главного героя и связанный текст для описания его дня.

Но бывает и так, что оба метода можно применить и в абзаце. Например:

Автобусов не было, и люди на остановке забеспокоились. Каждую минуту мужчина в помятой шляпе вынимал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Старуха скривилась и с надеждой посмотрела на вечернее шоссе. Но шоссе все еще оставалось безлюдным и безлюдным.

Здесь второе и третье предложения связаны с помощью параллельного звена, а четвертое — с помощью звена цепи.

Что мы узнали?

Помимо способов соединения слов в предложении, существуют также способы, которые помогают соединить предложения друг с другом, так что в конце вы получите целое утверждение или текст. Все эти методы делятся на две большие группы: лексические и грамматические. Первый включает в себя повторение слов и использование синонимов или антонимов и описательных фраз. Грамматические методы — это использование неполных предложений, личных и указательных местоимений, союзов, вводных слов (конструкций) и местоименных наречий, которые позволяют создать законченную мысль.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства, как семантические, так и грамматические. Сегодня филологи делят их на три группы:

  • Лексический,
  • Морфологический,
  • Синтаксический.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти медиа можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, т. Е. Повторение слов или словосочетаний. Например:

Мужчина держал в руке огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увяли.

2. Однокорневые слова:

Мы надеялись на хороший урожай осенью. И наша надежда не напрасна.

3. Синонимы. В эту группу также входят различные замены синонимов: контекстные синонимы, описательные фразы, общие слова и т.д.

Книга вышла через четыре месяца. Однако роман вызвал бурю негодования у критиков и читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великому поэту удалось очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры героев.

4. Противоположности, в том числе контекстные. Например:

А потом выяснилось, что у Василия Петровича мало друзей. Было намного больше врагов.

5. Связывающие слова, показывающие логику изложения: итак, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

Фрукты и овощи содержат много витаминов. Именно поэтому их желательно есть каждый день.

6. Слова на ту же тему:

Зима наступила. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, объединение слов и частиц в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато у нас есть два карася и бычок.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоимения. Например:

Туристы остановились на берегу небольшой речки. Они понятия не имели, что их здесь ждет.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые к нескольким предложениям параллельно:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела огромная серая паутина. Окна, видимо, не мыли уже пять лет. Здесь повсюду царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в форме времени:

Была поздняя осень. Листья падали с деревьев в парке. По крышам барабанили долгие и скорбные дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Парковка была отличной. Лучше и быть не могло.

Синтаксические средства

Их также можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, т. Е. Использование одного и того же порядка слов. Более того, сами слова обычно имеют одну и ту же морфологическую форму:

Мужчина сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу у его ног.

2. Выделение: оформление частей полного объявления в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и выползают из коробки. Они бегают по комнате. Они мяукают.

3. Неполные предложения:

Вы знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вступительные слова и фразы, обращения и риторические вопросы. Вот некоторые примеры:

Во-первых, он лучший врач в городе. А во-вторых, он великолепно играет на пианино.

Хотите попробовать что-нибудь необычное летом? Приготовьте холодный испанский томатный суп!

5. Использование порядка слов вперед и назад:

Он никогда не забудет этот день. Никогда не забывай, как вся его жизнь рухнула в одно мгновение.

Чтобы научиться распознавать и правильно использовать различные средства коммуникации, вам необходимо помнить следующее:

  • Различные варианты соотношения предложений в тексте

    Средства связи между отдельными предложениями не следует путать со связями между частями сложного предложения.

  • Фразы не только близкие, но и далекие друг от друга могут быть связаны между собой.
  • Все эти типы ссылок не обязательно должны появляться в каждом тексте. Их применение зависит от формы и содержания произведения, литературного стиля и автора. Имена с не объединенными вы найдете здесь ответ.

Грамматические средства связи слов в предложении

Есть несколько способов грамматически связать слова в предложении. В первую очередь для этого используются личные местоимения. Например: сейчас я слушаю песню стрима. Он льется как соловей.

Демонстративные местоимения также могут выступать в качестве связующей роли и очень эффективно выполнять соответствующую функцию: где-то вдали пели соловьи. Эта песня была незабываемой.

Следующий вариант, как грамматически связать предложения, — это местоименные наречия. Вот пример их использования: она знала, что ее история поможет ее маме преодолеть боль, а это значит, что вам просто нужно продолжать говорить. Так он и сделал.

Союзы, которые помещаются не между частями предложения, а между двумя предложениями, также служат грамматическим средством их связи: июль победил. И вся природа преклонилась перед ним с уважением.

Вводные слова и конструкции, например, для краткости, и т.п. — еще один вариант для соединения предложений в тексте. Наши отношения улучшились. Короче, мы расстались лучшими друзьями .. Даже частицы можно использовать для той же цели: он пришел к нам в гости с букетом и коробкой конфет. Неужели просто так?

Неполные предложения — также хороший способ связать части текста вместе — никогда не угадаешь, о чем мы говорили! О любимых фильмах и музыке!

Глаголы, употребленные в одной грамматической форме, очень гармонично связывают предложения между собой: наступила ночь. Появились звезды. Луна скрыла от людей свою красоту.

Наконец, с той же целью используются риторические вопросы: мы должны вернуться. Можете ли вы забыть свою маленькую родину?

Заключение

Параллельная связь

Когда человек использует параллельное общение, структуры в его конструкции в некоторой степени независимы друг от друга, но все же строятся вокруг определенного общего тезиса. По содержанию каждый из них кажется независимым, но в то же время считается элементом определенного перечня, сравнения и противопоставления. Пример: наступило утро. Деревня начала просыпаться. Слышны были голоса людей и лай собак. Уличные фонари погасли, и магазины вновь открылись.

Смысловым центром этих предложений является выражение, пришедшее утром. Именно вокруг него формируются все остальные структуры. Этот тип связи еще называют централизованным.

Порядок в этом тексте почти не имеет значения. Их можно смешивать, не меняя общего смысла. Стандартная структура текста:

  • Центральная мысль, вокруг которой строятся все предложения.
  • Серия предложений, подтверждающих или раскрывающих тезис.
  • Дополнительная часть — изменение планов. Это последняя конструкция, которая служит завершением всего вышеизложенного или является «мостиком», соединяющим остальной текст.

Небольшой абзац, построенный по следующей схеме: Моя собака Тузик — животное вредное. Ночью он на всех громко лает и бегает по двору. Утром он голоден и будит весь дом. Не пройдет и дня, чтобы он не гонял по двору кур и нашего энергичного кота Бориса. Однако я все еще очень его люблю.

Параллельные предложения имеют две характеристики:

  • Параллельность конструкции. Это означает, что все конструкции в целом сохраняют порядок и форму слов. Для получения дополнительных значений вы можете повторить первое слово.
  • Единая форма сказуемого. Обычно это глаголы в единой форме (в последнем примере: лает, бежит, хочет, просыпается).

Тексты с параллельным соединением помогают человеку передать представление о нескольких явлениях, событиях и вещах одновременно. Часто такой пример можно найти в описании или повествовании.

Синтаксические средства

  1. Параллелизм. Тот же порядок слов в той же морфологической форме.
    • Например, «Мария сидела на стуле. Собака лежала рядом с ним на полу.»
  2. Фрагментация — это разделение частей одного высказывания на отдельные предложения.
    • Например: «Я уже привык к этому городу. Я иду на работу. Встречаюсь с друзьями».
  3. Неполные предложения
    • Например, «А вы знаете, как живут панды? В Китае!»
  4. Вступительные слова и фразы, обращения и риторические вопросы.
    • Например: «Во-первых, я хорошо готовлю. Во-вторых, еда на ужин уже закуплена. »« Хочешь поехать в Испанию? Начни свое путешествие в Барселону!»
  5. Использование порядка слов вперед и назад
    • Например: «Он никого так сильно не любил. Я не любил всю свою жизнь».

Теперь стало ясно, что СМИ являются частями дискурса услуг, а также независимыми. Рассмотрим их подробнее.

Служебные части речи

Частицы

Конкретно, выделяя оттенки значения, необходимо сформировать степени сравнения прилагательных и наречий, а также условный и повелительный характер глагола. Есть несколько типов частиц:

  • Формировать: было бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
  • Минус: нет, нет, нет.
  • Вопросительный: действительно, правда, да (хорошо).
  • Частицы, вызывающие сомнения: вряд ли, вряд ли
  • Уточнение: точно, именно так.
  • Экскреторный и ограничительный: только, исключительно, почти.
  • Утвердительно: да, да, ага.
  • Ориентировочно: здесь, там.
  • Восклицательные знаки: что, как.
  • Усиление: даже, в конце концов.

Союз

необходимо соединять слова в предложении или простые предложения в сложное. Профсоюзы делятся на:

  • Написание (and, to, or, how many…, as many and, that is, etc.)
  • Подчиненные (что, когда, кому, однако, где, где и т.д.)

Самостоятельные части речи

Местоимения

  • Личное: я, ты, он, она, оно, мы, ты, они — во всех случаях.
  • Притяжательные: мой, ваш, наш, ваш, его, его, их — во всех случаях
  • Возврат: самостоятельно
  • Ориентировочно: один, те, это и так далее
  • Определенно: он сам, все, все и т.д.
  • Неопределенный: кто-то, что-то и т.д.
  • Отрицательные: никто, ничего, ничего и т.д.
  • Вопрос: кто, что, сколько, кто и так далее

Наречия

Неизменяемая часть речи, обозначающая знак действия, иногда предмет.

  • Обстоятельства (лето, много, здесь, всегда, несмотря на)
  • Финал (страшно, очень, пас, на наш взгляд, нас втроем)

Сочетание способов

В стандартном тексте оба типа отношений редко встречаются по отдельности. Если он большой, то это практически невозможно. Автор сам решает, какой способ подключения выбрать, исходя из поставленных задач и целей. Например, выбрано централизованное соединение для описания местоположения или комнаты и звена цепи о том, что произошло в течение дня.

Оба могут даже встретиться в одном абзаце — маршрутки не было, и люди забеспокоились. Женщина в красном платье возилась с часами на запястье, глядя на циферблат. Мужчина скривился и посмотрел на улицу. Однако улица все еще была пуста и пуста.

Разбор: второе и третье предложения имеют централизованное соединение, а последнее связано цепочкой.

Морфологическая общность текста

Использование определенных частей речи и их форм для обеспечения последовательности предложений, составляющих текст, обусловлено их грамматическими характеристиками. Следовательно, основная функция союзов — обеспечивать семантическую и синтаксическую связь между различными языковыми единицами, а также формирование новых единиц на основе полученных связей (например, сложных предложений). Союзы также используются как средство формирования текстового единства: его старые друзья и родственники пришли поприветствовать его. Коллеги тоже хотели поздороваться, но не смогли приехать по работе.

Функцию концептуальных синонимов выполняют также местоимения, используемые для замены обозначения ранее названного лица или предмета: женщина читает несколько страниц и откладывает книгу. Он должен был подготовиться к приезду гостей.

Для сравнения выраженности тех или иных качеств в разных объектах высказывания используются прилагательные и наречия в формах разной степени сравнения: Они хорошо справились с этой работой. Но я все еще надеюсь, что мы сможем добиться большего.

В тексте отображается определенное пространство и время, единство которых выражается в напряженных формах глаголов. Однако это не значит, что при произнесении прошедшего времени использование настоящего или будущего в тексте невозможно: раньше все было иначе. Сейчас мир развивается быстрее. Сложно даже представить, что будет через пару десятилетий.

В данном примере есть все три временные формы, и наречия с временной семантикой (раньше, сейчас) используются для восприятия отношений между прошлым, настоящим и будущим, которые также являются морфологическими средствами, обеспечивающими связь между предложениями.

Источники

  • https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/sredstva-i-sposoby-svyazi-predlozhenij-v-tekste.html
  • https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sredstva-svyazi-predlozheniy-v-tekste-primery-5-klass.html
  • https://nauka.club/russkiy-yazyk/sredstva-svyazi-predlozheniy-v-tekste.html
  • https://bingoschool.ru/manual/192/
  • https://RusskYaz.ru/predlozheniya/sredstva-svyazi-predlozhenij-v-tekste.html
  • https://4ege.ru/russkiy/61689-sredstva-svjazi-predlozhenij-v-tekste.html

Оцените статью
Блог о русском языке