- Общее представление
- План разбора прилагательного
- Последовательность изучения существительного
- Примеры морфологического разбора существительных
- Морфологический разбор местоимения
- Образец морфологического разбора
- Морфологический разбор глагола
- Как разобрать существительное как часть речи?
- Морфологический разбор числительного
- Образцы разбора
- Закрепление материала: практика
Общее представление
Существительное относится к изменяющимся частям речи. Имеет номер, пол, по падежам убывает. При морфологическом анализе необходимо обращать внимание на то, что есть постоянные и неустойчивые признаки существительного. Также следует учитывать, что в составе предложения существительное может иметь различную синтаксическую и смысловую роль. Чтобы понять, какая часть речи изучается, необходимо изучить ее морфологические характеристики. Имя имеет следующие характеристики, которые необходимо учитывать:
- Элемент. Каждое существительное имеет общее и основное значение.
- В зависимости от случая вы можете задавать разные вопросы (например, кто? Что?).
- Начальная форма — именительный падеж единственного числа.
- Постоянные и противоречивые морфологические признаки. Имя может быть одушевленным или неодушевленным, обычным или собственным. Он также имеет изменения пола, числа, склонения и регистра.
- В предложении существительному отводится особая синтаксическая роль. Он может служить предметом, дополнением, противоречивым определением, обстоятельством, применением, именной частью сказуемого.
План разбора прилагательного
- начальная форма — инфинитив (именительный падеж, единственное число);
- категория (качественная, относительная или притяжательная);
- краткие или полные (только по качеству);
- степень сравнения (только по качеству);
- пол (только в единственном числе);
- кейс;
- количество;
- роль в предложении
Прилагательное (аналитическая модель):
Текст: Аленушка собрала полную корзину грибов.
Complete — прилагательное, начальная форма — полная; качество: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в нейтральном винительном падеже — дополнение.
Номер (порядок анализа):
- начальная форма (именительный падеж для кардинала, именительный падеж, единственное число, мужской род для порядкового);
- категория по значению (количественная, порядковая);
- категория композиции (простой, сложный, сложный);
- кейс;
- тип и номер (для ординалов и некоторых величин);
- роль в предложении
Номер (модель анализа):
Текст: Прошло четыре дня.
Четыре — числительное, начальная форма — четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.
Местоимение (порядок разбора):
- начальная форма (именительный падеж, единственное число, при изменении числа и пола);
- ранжирование по значению;
- пол (если есть);
- кейс
- номер (если есть);
- роль в предложении
Местоимение (модель анализа):
Текст: С него капали хрустальные дожди.
Lei — местоимение, начальная форма — lei, личное, третье лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.
Последовательность изучения существительного
Морфологический анализ — это полная грамматическая характеристика формы существительного в предложении. В процессе обучения необходимо определить переменные и постоянные характеристики, а также синтаксическую роль в том или ином предложении или фразе. Морфологический анализ может быть как письменным, так и устным. Осуществляется по определенной схеме, учитывающей все существующие особенности:
- Какая разница? Какой вопрос вы можете ему задать?
- В каком первоначальном виде он существует?
- Какие постоянные признаки этой части речи? Существительное неодушевленное или одушевленное, домашнее или собственное? Какой у него тип? Какое склонение?
- Есть меняющиеся знаки? В каком случае он используется как часть предложения?
- Играет ли это главную или второстепенную роль в предложении?
Примеры морфологического разбора существительных
В качестве примера морфологического анализа имен рассмотрим анализ форм слов в предложении:
«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки».
Андрей
Существительное как часть речи
- 1. Андрей — существительное (кто?), Подлежащее.
- 2. Начальная форма — Андрей;
- 2.1. Постоянные указатели: анимированные, собственные, м. R., 2 склонение;
- 2.2. Неправильные знаки: I п., Единичное число.
- 3. Объект.
Кофе
- 1. Кофе — существительное (кто? Что?), Объект.
- 2. Исходная форма — кофе;
- 2.1. Постоянные знаки: неодушевленные, нарицательное, ср. R. (мы также говорим mr), существительное без склонения, единственное число;
- 2.2. Неправильные отметки: V п.
- 3. Дополнение.
Из чашки
- 1. Из чашки — имя (от чего?), Предмет.
- 2. Исходная форма — чашка;
- 2.1. Постоянные признаки: неодушевленные, нарицательное, ф. R., 1 склонение;
- 2.2. Неправильные знаки: R p., Singular.
- 3. Обстоятельства.
Морфологический разбор местоимения
План анализа местоимений
|
Пример анализа местоимения:
С нее капали горькие слезы.
Она — местоимение, начальная форма — лей.
Личное, третье лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельства места.
Образец морфологического разбора
Чтобы прояснить, о чем идет речь, ниже приводится морфологический анализ слова «тишина» (5 класс). Возьмем для примера эту фразу: в комнате царила гнетущая тишина. В этом предложении 2 имени: тишина и комната. Их морфологический анализ проводим по схеме выше. Тишина:
- Слово «тишина» — существительное. Он отвечает на вопрос «что это?».
- В тексте оно употребляется в именительном падеже единственного числа — молчание.
- Постоянные приметы: неодушевленные (относится к объектам неодушевленной природы), общее имя (однородное), пол жены (гнетущее молчание), 1 склонение.
- Неправильные знаки: единственное и именительное число.
- В структуре предложения — подлежащее, поскольку оно непосредственно участвует в указанном действии и согласуется с сказуемым.
Комната
- Имя существительное. Он отвечает на вопрос: «что вышло за край?».
- Именительный падеж — комнатный, единственное число.
- неодушевленное, общее имя, пол жены, 1 склонение.
- В винительном падеже.
- В структуре предложения это второстепенный (дополнительный) член).
При проведении устного структурного анализа существительного необходимо дать дополнительные разъяснения. В письменной форме все делается кратко, по делу. Как видно выше, при изучении слова «тишина» использовался устный анализ, «комната» — письменный.
Морфологический разбор глагола
Морфологический анализ глагола
|
Пример для анализа глагола:
Они произнесли громкие и выразительные тосты.
Они сказали — глагол, начальная форма сказать.
Безотзывное, непереходное, совершенное, 1-е спряжение, в изъявительном, прошедшем, множественном числе, является сказуемым.
Как разобрать существительное как часть речи?
Анализ существительного как части речи выполняется в следующей последовательности:
- 1. Часть речи, которая включает словоформу, грамматическое значение и грамматический вопрос.
- 2. Исходная форма, морфологические характеристики:
- 2.1. Константы (одушевленное или неодушевленное, существительное собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые используются только в единственном числе или только во множественном числе));
- 2.2. Неустойчивый (число, падеж).
- 3. Синтаксическая роль (какую роль играет существительное в предложении).
Морфологический разбор числительного
Порядок анализа числительного
|
Пример анализа числа:
Прошло четыре дня.
Четыре — это число, исходная форма — четыре.
Количественный, простой, в именительном падеже, не имеет числа и пола, является подлежащим.
Образцы разбора
Летним утром дети пошли в лес за клубникой³.
I. Слово «для клубники» — существительное, оно обозначает предмет, оно отвечает на вопрос, для чего? Начальная форма — «клубника».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- распространенное имя
- неодушевленный
- материал
- женский
- Я отказываюсь
б) несовместимые признаки:
- инструментальный кейс
- единственное число
III. Синтаксическая роль — сложение.
Над моей головой сияющая голубизна неба³.
I. Слово «небо» — это существительное, оно обозначает объект, оно отвечает на вопрос о чем? Начальная форма — «небо».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- распространенное имя
- неодушевленный
- специфический
- гендерно нейтральный
- II склонение
б) несовместимые признаки:
- родительный падеж
- единственное число
III. Синтаксическая роль — определение (противоречивое).
Слово «небо» объясняет название «синий» и отвечает на синтаксический вопрос:
голубизна (кого?) неба.
Голубое небо = небесно-голубой.
Была уже половина седьмого.
I. Слово «на часах» — существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос о чем? Начальная форма — «часы».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- распространенное имя
- неодушевленный
- специфический
- множественное число
- отклоняется как существительное во множественном числе
б) несовместимые признаки:
- предложный падеж
III. Синтаксическая роль — это обстоятельство.
Вчера дядя Семен поймал огромную щуку³.
I. Слово «щука» — существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос о ком? Начальная форма — «щука».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- распространенное имя
- оживлять
- специфический
- женский
- Я отказываюсь
б) несовместимые признаки:
- винительный
- единственное число
III. Синтаксическая роль — сложение.
Закрепление материала: практика
Для достижения наилучшего результата нужно выполнять как можно больше упражнений, изучать наглядные примеры. В этом нет ничего сложного. Кратко опишем существующие названия, используя письменную форму морфологического анализа. Теория бесполезна без практики!
Рассмотрим различные советы, как практически закрепить обрабатываемый материал:
- Дикий гусь летел по цветущему лугу быстрее ветра.
- Над рекой парил воробей.
- необходимо потратить время, чтобы придумать план по разведению вредного кота Васьки .
- Язык может поставить человека на колени.
- Летом, в начале июня, у цветущих тополей сбрасывается пух, который может вызвать чихание как у ребенка, так и у взрослого.
- В записке в основном говорилось: чтобы открыть ставень, нужно вытащить штифт, который ее удерживает.
- В лесу было озеро, куда приходили пить разные животные.
- С наступлением месяца стало легче различать буквы в скомканной записке, зажатой в потной ладони.
- Чтобы получить признание в любой сфере жизни, нужно много работать. Никто не принесет на тарелку!
- Чувак, у тебя есть задача: надеть безрукавку и иди убирать огород!
- После восстания Донецкая область разделилась на две части.
- Нарисуйте круг с помощью циркуля!
- Даже в Киевской Руси понимали, насколько тернист путь к знаниям, когда было много бедных и неграмотных людей, а читать и писать мало кто умел.
По нашей схеме анализируем выделенные слова:
- Все имена, вы можете задать им конкретные вопросы (например, кто летал? Быстрее чем?).
- В именительном падеже и единственном числе подчеркнутых слов: гусь, поляна, ветер, река, воробей, рояль, образование, кот, Васька, время, язык, человек, колено, лето, июнь, тополь, пух, чихание, ребенок , памятка, затвор, булавка, лес, озеро, водопой, месяц, письмо, заметка, ладонь, признание, сфера, жизнь, пластина, друг, задание, куртка без рукавов, заказ, огород, облицовка, площадь, часть, компас, круг, в гостях, знакомство, Россия.
- По сути, все имена — неодушевленные и общеупотребительные. К ним относятся Васька и Русь. Оживить тех: гуся, воробья, кота, человека, ребенка.
- Все выделенные слова относятся к разным типам (есть как женский, так и мужской род и нейтральный).
- В предложении существительные находятся в винительном падеже (большая часть), родительном падеже, предложном и именительном падеже.
- Есть разные сюжеты (гусь, воробей, язык, тополя, озеро, звери, тропинка). Остальные существительные являются второстепенными членами предложения (дополнения и обстоятельства).
Для лучшего понимания проведем морфологический анализ некоторых имен, составляющих первое предложение: Гусь
- Имя существительное. Он отвечает на вопрос: «кто летал?»
- В именительном падеже — гусь.
- Анимированное, общее имя, мужской род, второе склонение.
- В именительном падеже.
- это предмет.
Поляна
- Куда ты летал?
- Поляна
- Неодушевленный, общее имя, женский род, второе склонение.
- Винительный.
- Обстоятельство.
Ветры
- Быстрее чем?
- Ветер.
- Неодушевленный, мужской, не совсем, второе склонение.
- Родительный падеж.
- Добавление.
Теперь, когда компьютер есть дома и только самые бедные не имеют доступа к всемирной паутине, можно провести морфологический анализ любой части речи онлайн.
Для удобства многие веб-ресурсы, заявляющие об авторстве и исключительности контента, используют наглядные рисунки, таблицы, диаграммы.
Необязательно быть лингвистом, чтобы понимать, что к чему. Достаточно иметь возможность использовать персональный компьютер для доступа ко всей необходимой информации.