Морфологический разбор существительного — порядок и схема

Общее представление

Существительное относится к изменяющимся частям речи. Имеет номер, пол, по падежам убывает. При морфологическом анализе необходимо обращать внимание на то, что есть постоянные и неустойчивые признаки существительного. Также следует учитывать, что в составе предложения существительное может иметь различную синтаксическую и смысловую роль. Чтобы понять, какая часть речи изучается, необходимо изучить ее морфологические характеристики. Имя имеет следующие характеристики, которые необходимо учитывать:

  1. Элемент. Каждое существительное имеет общее и основное значение.
  2. В зависимости от случая вы можете задавать разные вопросы (например, кто? Что?).
  3. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.
  4. Постоянные и противоречивые морфологические признаки. Имя может быть одушевленным или неодушевленным, обычным или собственным. Он также имеет изменения пола, числа, склонения и регистра.
  5. В предложении существительному отводится особая синтаксическая роль. Он может служить предметом, дополнением, противоречивым определением, обстоятельством, применением, именной частью сказуемого.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма — инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. категория (качественная, относительная или притяжательная);
  3. краткие или полные (только по качеству);
  4. степень сравнения (только по качеству);
  5. пол (только в единственном числе);
  6. кейс;
  7. количество;
  8. роль в предложении

Прилагательное (аналитическая модель):
Текст: Аленушка собрала полную корзину грибов.
Complete — прилагательное, начальная форма — полная; качество: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в нейтральном винительном падеже — дополнение.

Номер (порядок анализа):

  1. начальная форма (именительный падеж для кардинала, именительный падеж, единственное число, мужской род для порядкового);
  2. категория по значению (количественная, порядковая);
  3. категория композиции (простой, сложный, сложный);
  4. кейс;
  5. тип и номер (для ординалов и некоторых величин);
  6. роль в предложении

Номер (модель анализа):
Текст: Прошло четыре дня.
Четыре — числительное, начальная форма — четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, при изменении числа и пола);
  2. ранжирование по значению;
  3. пол (если есть);
  4. кейс
  5. номер (если есть);
  6. роль в предложении

Местоимение (модель анализа):
Текст: С него капали хрустальные дожди.
Lei — местоимение, начальная форма — lei, личное, третье лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Последовательность изучения существительного

Морфологический анализ — это полная грамматическая характеристика формы существительного в предложении. В процессе обучения необходимо определить переменные и постоянные характеристики, а также синтаксическую роль в том или ином предложении или фразе. Морфологический анализ может быть как письменным, так и устным. Осуществляется по определенной схеме, учитывающей все существующие особенности:

  1. Какая разница? Какой вопрос вы можете ему задать?
  2. В каком первоначальном виде он существует?
  3. Какие постоянные признаки этой части речи? Существительное неодушевленное или одушевленное, домашнее или собственное? Какой у него тип? Какое склонение?
  4. Есть меняющиеся знаки? В каком случае он используется как часть предложения?
  5. Играет ли это главную или второстепенную роль в предложении?

Примеры морфологического разбора существительных

В качестве примера морфологического анализа имен рассмотрим анализ форм слов в предложении:

«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки».

Андрей
Существительное как часть речи

  • 1. Андрей — существительное (кто?), Подлежащее.
  • 2. Начальная форма — Андрей;
    • 2.1. Постоянные указатели: анимированные, собственные, м. R., 2 склонение;
    • 2.2. Неправильные знаки: I п., Единичное число.
  • 3. Объект.

Кофе

  • 1. Кофе — существительное (кто? Что?), Объект.
  • 2. Исходная форма — кофе;
    • 2.1. Постоянные знаки: неодушевленные, нарицательное, ср. R. (мы также говорим mr), существительное без склонения, единственное число;
    • 2.2. Неправильные отметки: V п.
  • 3. Дополнение.

Из чашки

  • 1. Из чашки — имя (от чего?), Предмет.
  • 2. Исходная форма — чашка;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленные, нарицательное, ф. R., 1 склонение;
    • 2.2. Неправильные знаки: R p., Singular.
  • 3. Обстоятельства.

Морфологический разбор местоимения

План анализа местоимений

  1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, при изменении числа и пола).
  2. Стойкие признаки:
    • я разгружаю,
    • лицо (для личных местоимений);
  3. Неправильные отметки:
    • кейс,
    • тип,
    • номер (если есть),
    • лицо (для личных местоимений).
  4. Роль в предложении.

Пример анализа местоимения:

С нее капали горькие слезы.

Она — местоимение, начальная форма — лей.

Личное, третье лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельства места.

Образец морфологического разбора

Чтобы прояснить, о чем идет речь, ниже приводится морфологический анализ слова «тишина» (5 класс). Возьмем для примера эту фразу: в комнате царила гнетущая тишина. В этом предложении 2 имени: тишина и комната. Их морфологический анализ проводим по схеме выше. Тишина:

  1. Слово «тишина» — существительное. Он отвечает на вопрос «что это?».
  2. В тексте оно употребляется в именительном падеже единственного числа — молчание.
  3. Постоянные приметы: неодушевленные (относится к объектам неодушевленной природы), общее имя (однородное), пол жены (гнетущее молчание), 1 склонение.
  4. Неправильные знаки: единственное и именительное число.
  5. В структуре предложения — подлежащее, поскольку оно непосредственно участвует в указанном действии и согласуется с сказуемым.

Комната

  1. Имя существительное. Он отвечает на вопрос: «что вышло за край?».
  2. Именительный падеж — комнатный, единственное число.
  3. неодушевленное, общее имя, пол жены, 1 склонение.
  4. В винительном падеже.
  5. В структуре предложения это второстепенный (дополнительный) член).

При проведении устного структурного анализа существительного необходимо дать дополнительные разъяснения. В письменной форме все делается кратко, по делу. Как видно выше, при изучении слова «тишина» использовался устный анализ, «комната» — письменный.

Морфологический разбор глагола

Морфологический анализ глагола

  1. Бесконечность (исходная форма).
  2. Стойкие признаки:
    • посмотреть,
    • транзитивность,
    • возвращение,
    • спряжение.
  3. Неправильные отметки:
    • настроение глагола,
    • время (для ориентировочного настроения),
    • лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения),
    • число, пол (пока еще совершенное и условное в единственном числе).
  4. Роль в предложении.

Пример для анализа глагола:

Они произнесли громкие и выразительные тосты.

Они сказали — глагол, начальная форма сказать.

Безотзывное, непереходное, совершенное, 1-е спряжение, в изъявительном, прошедшем, множественном числе, является сказуемым.

Как разобрать существительное как часть речи?

Анализ существительного как части речи выполняется в следующей последовательности:

  • 1. Часть речи, которая включает словоформу, грамматическое значение и грамматический вопрос.
  • 2. Исходная форма, морфологические характеристики:
    • 2.1. Константы (одушевленное или неодушевленное, существительное собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые используются только в единственном числе или только во множественном числе));
    • 2.2. Неустойчивый (число, падеж).
  • 3. Синтаксическая роль (какую роль играет существительное в предложении).

Морфологический разбор числительного

Порядок анализа числительного

  1. Начальная форма (именительный падеж для кардинального, именительный, единственный, мужской для порядкового).
  2. Стойкие признаки:
    • простой / составной;
    • количественный / порядковый / собирательный;
  3. Неправильные отметки:
    • кейс,
    • пол (если есть),
    • номер (если есть).
  4. Роль в предложении.

Пример анализа числа:

Прошло четыре дня.

Четыре — это число, исходная форма — четыре.

Количественный, простой, в именительном падеже, не имеет числа и пола, является подлежащим.

Образцы разбора

Летним утром дети пошли в лес за клубникой³.

I. Слово «для клубники» — существительное, оно обозначает предмет, оно отвечает на вопрос, для чего? Начальная форма — «клубника».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • распространенное имя
  • неодушевленный
  • материал
  • женский
  • Я отказываюсь

б) несовместимые признаки:

  • инструментальный кейс
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — сложение.

Над моей головой сияющая голубизна неба³.

I. Слово «небо» — это существительное, оно обозначает объект, оно отвечает на вопрос о чем? Начальная форма — «небо».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • распространенное имя
  • неодушевленный
  • специфический
  • гендерно нейтральный
  • II склонение

б) несовместимые признаки:

  • родительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — определение (противоречивое).

Слово «небо» объясняет название «синий» и отвечает на синтаксический вопрос:

голубизна (кого?) неба.

Голубое небо = небесно-голубой.

Была уже половина седьмого.

I. Слово «на часах» — существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос о чем? Начальная форма — «часы».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • распространенное имя
  • неодушевленный
  • специфический
  • множественное число
  • отклоняется как существительное во множественном числе

б) несовместимые признаки:

  • предложный падеж

III. Синтаксическая роль — это обстоятельство.

Вчера дядя Семен поймал огромную щуку³.

I. Слово «щука» — существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос о ком? Начальная форма — «щука».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • распространенное имя
  • оживлять
  • специфический
  • женский
  • Я отказываюсь

б) несовместимые признаки:

  • винительный
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — сложение.

Закрепление материала: практика

Для достижения наилучшего результата нужно выполнять как можно больше упражнений, изучать наглядные примеры. В этом нет ничего сложного. Кратко опишем существующие названия, используя письменную форму морфологического анализа. Теория бесполезна без практики!
Рассмотрим различные советы, как практически закрепить обрабатываемый материал:

  1. Дикий гусь летел по цветущему лугу быстрее ветра.
  2. Над рекой парил воробей.
  3. необходимо потратить время, чтобы придумать план по разведению вредного кота Васьки .
  4. Язык может поставить человека на колени.
  5. Летом, в начале июня, у цветущих тополей сбрасывается пух, который может вызвать чихание как у ребенка, так и у взрослого.
  6. В записке в основном говорилось: чтобы открыть ставень, нужно вытащить штифт, который ее удерживает.
  7. В лесу было озеро, куда приходили пить разные животные.
  8. С наступлением месяца стало легче различать буквы в скомканной записке, зажатой в потной ладони.
  9. Чтобы получить признание в любой сфере жизни, нужно много работать. Никто не принесет на тарелку!
  10. Чувак, у тебя есть задача: надеть безрукавку и иди убирать огород!
  11. После восстания Донецкая область разделилась на две части.
  12. Нарисуйте круг с помощью циркуля!
  13. Даже в Киевской Руси понимали, насколько тернист путь к знаниям, когда было много бедных и неграмотных людей, а читать и писать мало кто умел.

По нашей схеме анализируем выделенные слова:

  1. Все имена, вы можете задать им конкретные вопросы (например, кто летал? Быстрее чем?).
  2. В именительном падеже и единственном числе подчеркнутых слов: гусь, поляна, ветер, река, воробей, рояль, образование, кот, Васька, время, язык, человек, колено, лето, июнь, тополь, пух, чихание, ребенок , памятка, затвор, булавка, лес, озеро, водопой, месяц, письмо, заметка, ладонь, признание, сфера, жизнь, пластина, друг, задание, куртка без рукавов, заказ, огород, облицовка, площадь, часть, компас, круг, в гостях, знакомство, Россия.
  3. По сути, все имена — неодушевленные и общеупотребительные. К ним относятся Васька и Русь. Оживить тех: гуся, воробья, кота, человека, ребенка.
  4. Все выделенные слова относятся к разным типам (есть как женский, так и мужской род и нейтральный).
  5. В предложении существительные находятся в винительном падеже (большая часть), родительном падеже, предложном и именительном падеже.
  6. Есть разные сюжеты (гусь, воробей, язык, тополя, озеро, звери, тропинка). Остальные существительные являются второстепенными членами предложения (дополнения и обстоятельства).

Для лучшего понимания проведем морфологический анализ некоторых имен, составляющих первое предложение: Гусь

  1. Имя существительное. Он отвечает на вопрос: «кто летал?»
  2. В именительном падеже — гусь.
  3. Анимированное, общее имя, мужской род, второе склонение.
  4. В именительном падеже.
  5. это предмет.

Поляна

  1. Куда ты летал?
  2. Поляна
  3. Неодушевленный, общее имя, женский род, второе склонение.
  4. Винительный.
  5. Обстоятельство.

Ветры

  1. Быстрее чем?
  2. Ветер.
  3. Неодушевленный, мужской, не совсем, второе склонение.
  4. Родительный падеж.
  5. Добавление.

Теперь, когда компьютер есть дома и только самые бедные не имеют доступа к всемирной паутине, можно провести морфологический анализ любой части речи онлайн.

Для удобства многие веб-ресурсы, заявляющие об авторстве и исключительности контента, используют наглядные рисунки, таблицы, диаграммы.

Необязательно быть лингвистом, чтобы понимать, что к чему. Достаточно иметь возможность использовать персональный компьютер для доступа ко всей необходимой информации.

Оцените статью
Блог о русском языке