Как определить совершенный и несовершенный вид глагола?

Основные определения

Во-первых, давайте вспомним, что такое глагол.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение с помощью категорий типа, голоса, настроения, времени и человека.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? Что делать? что вы наделали? Что вы наделали? что они делают? что он будет делать?

Примеры глаголов:

  • что ты делаешь? поет;
  • что вы наделали? Он спел;
  • что он будет делать? буду петь.

Вид в русском языке — это постоянная грамматическая особенность глаголов, которая подходит для сопряженных, инфинитивных, причастных и причастных глаголов. Покажите, как некоторые действия глагола протекают со временем:

  • завершено и разово (прочитано, сдано)
  • незаконченный и повторяемый (живет, делает).

Какие бывают глаголы в русском языке:

  • безупречный внешний вид;
  • несовершенный внешний вид.

Теперь выясним, что такое совершенная и несовершенная форма глагола, и приведем примеры совершенных и несовершенных глаголов.

Виды глаголов в русском языке

В русском языке есть два типа глаголов: несовершенные и совершенные глаголы.

  • Глаголы совершенного вида (СВ) обозначают завершенное действие, состояние или процесс (оставлено, построено, влюблено, переосмыслено).
  • Глаголы несовершенного вида (IMV) обозначают неполное, неполное и продолжающееся действие, состояние или процесс (бегать, играть, чувствовать, размышлять).

Алгоритм определения

Идеальную и несовершенную форму можно легко определить в любом упражнении по следующему алгоритму. Это поможет понять не только виды, но и указать способ образования слов:

  1. Вы должны взять слово в контексте и задать ему вопрос.
  2. Проверьте, есть ли в вопросе префикс c-.
  3. Узнайте, как формируется слово.
  4. Сделайте вывод.

лучше всего рассмотреть этот алгоритм на конкретном примере: Оля научилась играть на фортепиано и теперь сможет выступать на концертах. Алгоритм этого предложения будет следующим:

  1. вам нужно взять слово «узнал» и заменить его вопросом. Оля (чем занималась?) Узнала. В конкретном примере видна полнота действия и в вопросе присутствует префикс c-.
  2. Глагол образуется с приставкой от глагола несовершенного вида: выучил — выучил.
  3. Это означает, что слово «изученный» — это SV.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределенной форме отвечают на вопрос: что делать?

У глаголов совершенного вида есть две формы времени:

  • прошедшее время;
  • будущее — простое время.

В любой временной форме они называют:

  • действие, ограниченное любым пределом;
  • результат, завершенность действия или отдельного этапа.

Примеры глаголов совершенного вида:

  • что вы наделали? сел — время истекло, действие закончилось и было выполнено один раз, то есть не повторялось;
  • что они будут делать? поговорим — будущее простое, действие будет совершено и не повторится.
  • что делать? закрыть, заплатить, поговорить;
  • что делать? обозначить, ответить, упростить.

Более того, глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот начнутся: я сказал, я буду говорить.

Совершенный вид глаголов

В данном случае это действие или действие, уже совершенное и совершенное с полным результатом: изучено, построено, получено.

Также в нем есть свои особенности:

  • Глагол указывает на совершенное действие.
  • Есть две временные формы.
  • Ответы на вопрос «Что делать? Что это будет делать? Что вы наделали? «и т д вопросы

Этот тип глагола относится к действиям, которые уже произошли или обязательно произойдут:

У меня сегодня чудесная домашняя вечеринка.

Завтра Виктору будет куплена игрушка своей мечты.

Папа решил приготовить творожную запеканку по особому бабушкиному рецепту.

В этих примерах глагол отвечает на вопросы «Что делать / делать?”

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределенной форме отвечают на вопрос: что делать?

Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени:

  • прошедшее время;
  • настоящее время;
  • впереди смутные времена.

Они означают:

  • действие по длине, без указания лимита;
  • незавершенность действия.

В любой временной форме они указывают на повторяющееся или продолжающееся действие, не указывая, было ли действие завершено.

Примеры глаголов несовершенного вида:

  • что вы наделали? пропущено — время прошло, действие могло быть повторено несколько раз, и неизвестно, был ли достигнут результат;
  • что они делают? смотрят — настоящее, действие продолжается и неизвестно, сколько уже длилось действие и как долго оно продлится;
  • что я буду делать? Я буду танцевать: будущее трудное, действие можно повторить, и нет никаких признаков того, что оно будет завершено.
  • что делать? разговаривать, рисовать, бегать;
  • что делать? тащи, иди.

Также несовершенные глаголы могут обозначать действия, которые начались, начинаются или начнутся: посмотрел, посмотрю, просветлю.

Теперь мы знаем, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида. А вот шпаргалка, чтобы закрепиться и узнать разницу между двумя типами:

Образование видов глаголов

От глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида могут образовываться несколькими способами.

Методы обучения:

  • Добавление приставки: читать — читать, сидеть — сидеть.
  • Удаление суффиксов: дать — дать, сохранить — сохранить.
  • Подстановка суффиксов: решать — решать, прыгать — прыгать.
  • Подставляя суффиксы и чередуя буквы в корне: прощать — прощать, сухо — сухо.

При образовании глаголов несовершенного вида возможно чередование согласных и гласных в корне: опаздывать — опаздывать, утверждать — выражать, защищать — защищать.

Определить вид глагола

Если вы сомневаетесь, как понять, какой глагол перед вами: совершенный или несовершенный, воспользуйтесь этими методами:

Как определить тип глагола

  1. Задайте вопрос.Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? Что ты делаешь? что они делали?

    Примеры: кулинария, кулинария, кулинария.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что он будет делать? что вы наделали?

    Примеры: объятие, объятие, объятие.

  2. Замените слово «будет».Вы можете заменить слово «будет» несовершенными глаголами. Итак: dance — буду танцевать.

    Слово «я» нельзя заменить на совершенные глаголы. Например: играть — нельзя сказать «Я буду играть».

Теперь вы легко можете подсказать одноклассникам, как определять тип глагола в русском языке.

Несовершенный вид глаголов

Этот класс указывает незавершенный процесс, поток или условие, то есть результат без конца. Например: подписать, написать, запустить и т.д.

Тип глагола несет в себе 3 принципа, на которых он основан:

  • Установите ожидающее действие.
  • Отредактируйте в 3 временных формах.
  • Ответы на вопрос «Что делать? Что ты делаешь? Что это будет делать? Что они делали? »И т.д. Вопросы

Глаголы этого типа указывают на процессы, которые уже были, есть и будут:

Маша вчера решила все уроки на завтра.

Мама делает любимый бабушкин бутерброд.

Папа будет работать допоздна.

Вы можете сами убедиться, что для всех несовершенных глаголов существует вопросительный тип.

Два способа определения вида глагола

Как бы то ни было, есть два способа обозначить вид в грамматике. Для лучшего понимания и дифференциации между видами необходимо уметь использовать и то, и другое.

Первый способ — задать правильный вопрос глаголу.

  • Совершенные глаголы отвечают на вопросы «что делать? что он будет делать? что вы наделали?”
    • одежда, одежда, одежда
  • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать? что они делали? Что ты делаешь?”
    • наряжаться, наряжаться, наряжаться

Второй способ предполагает, что ключевое слово — «воля”.

  • идеальную форму заменить словом «воля» невозможно!
    • я оденусь
  • Но, для несовершенной формы это абсолютно возможно.
    • я оденусь

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Пара видов — это глагол, имеющий совершенную и несовершенную формы.

Некоторые глаголы русского языка имеют одинаковое лексическое значение, но отличаются грамматическим значением формы. Например: что делать? решать, что делать? решать.

Такие пары видов различаются способом словообразования:

  1. Через суффикс: стоп — бросить, встретиться — встретить, обидеть — обидеть, протянуть — протянуть, решить — решить.
  2. Через приставку: готовить — готовить, звонить — имя, работать — уточнять, говорить — говорить, читать — дочитать.

Конкретные пары глаголов могут отличаться:

  • Акцент.засыпать — засыпать, резать — резать.
  • Корнеплоды.что делать? поймать — что делать? захватывать;

    положить положить;

    инвестировать — вкладывать;

    взять — взять;

    искать — находить.

Тип глагола может зависеть от контекста предложения. Например:

  • Теперь (чем она занимается?) Ночует с другом. — Настоящее время несовершенное зрение.
  • Завтра она ложится спать с подругой (что она будет делать?). — Будущее, прекрасное видение.

Таких глаголов называют двух видов, к ним относятся: телеграфировать, овладеть, переночевать, обидеть, жениться, выполнять, обещать, использовать, атаковать и другие. Два конкретных глагола могут обозначать как завершенное действие, так и расширенное действие.

Тренировочные упражнения

Какой вопрос задать: «что делать?» или «что делать?» Правило русского языка поможет правильно задавать вопросы и отрабатывать навыки определения категории в тренировочных упражнениях. Цель этих действий — понять алгоритм и научиться определять слова, обозначающие действие.

Упражнение. Задайте выделенному слову вопрос и определите его тип.

  • Солнце светит очень ярко (что делает? — Н.В).
  • Ласточки летают низко — навстречу дождю (что они делают? — ХБ).
  • Мальчики прыгнули в огромную лужу (что они сделали? — CB).
  • Кот от страха подпрыгнул (что он сделал? — CB).
  • Мама все прекрасно чувствует (что делает? — Н.В).
  • Мой брат останется ночевать в городе (что делать? — Н.В).
  • надо поймать этого опасного преступника (что делать? — ЦБ).
  • Мы очень хорошо играли в футбол (чем занимались? — С.В).

Изучив эту постоянную грамматическую категорию, вы сможете легко научиться определять тип, полноту или незавершенность действия, а также овладеть навыками анализа словообразования.

Временные формы

Изучая категорию видов, необходимо помнить, что глаголы HB имеют все три натянутые формы: прошедшее, настоящее и будущее. Поэтому вопросы можно задавать следующим образом: «Что ты делал?», «Что мне делать?» и «что мне делать?» Ответ: Строил — строю — строю.

Но у слов SV останется только прошлое и будущее. И вопросы, соответственно, будут: «Что ты сделал?» и «что я буду делать?» Ответ: Я построил и построю.

Здесь следует отметить, что будущая форма глаголов SV простая, то есть состоит из одного слова. А слова HB — состоят из двух слов.

И SV также нельзя сочетать со вспомогательными словами, такими как «start» и «continue», в то время как глаголы HB хорошо сочетаются друг с другом. Например: я начинаю рисовать, продолжаю работать.

Форма прошедшего времени может меняться в числах. Идеальный внешний вид: побежал — побежал. Несовершенный: покраска — покраска.

Одновидовые глаголы и глаголы с двумя формами

Есть также слова, у которых не может быть пары видов. Например, моновидовые глаголы:

Слова управлять, сожалеть (указать, что действие продолжается) — представлены только в несовершенной форме.

Слова play (означающие, что действие началось), luxuriate (действие ограничено по времени) находятся в идеальной форме.

Также существуют глаголы двух видов, которые меняют свое конкретное значение в зависимости от контекста (т.е они могут передавать значение процесса и действия, выполненного в одной и той же форме).

Сравним предложения, в которых употребляются глаголы двух видов:

  • Поступок мамы меня сильно задел (прошлое, идеальная форма).
  • В детстве я часто травмировал (прошлые, несовершенные) колени.
Оцените статью
Блог о русском языке